Ричард Бах
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.
2. Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания и интеллектуальных умений с помощью книги.
Форма проведения: круглый стол.
Вопросы для обсуждения:
- Значение книги в жизни младшего школьника
- Как развивать читательский интерес ребенка.
- Культура чтения школьника. В чем она заключается.
Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
Анкетирование учащихся.
- Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
- Нравится ли тебе читать книги?
- Какие книги ты читаешь с удовольствием?
- Нравится ли тебе получать книги в подарок?
- Какую книгу ты теперь читаешь?
- Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке?
- У вас дома много книг?
- Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?
Анкетирование родителей.
- Нравится ли вашему ребенку читать книги?
- Сколько времени он проводит за книгой?
- Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
- Какие книги он предпочитает?
- Как вы поощряете его читательские стремления?
- Дарите ли вы своему ребенку книги?
- Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения?
-Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?
-Считаете ли вы себя активным читателем?
- Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?
2. Конкурс на самого лучшего чтеца класса.
3. Памятки для родителей по развитию читательских умений детей.
Памятка №1. Правила чтения для учащихся.
Ø Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10 – 15 минут в день.
Ø Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
Ø Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
Ø Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
Ø Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
Ø Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
Ø Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
Ø Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее чистой и опрятной.
Ø Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
Ø Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя.
Памятка №2. Как готовить домашнее задание по чтению.
Ø Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.
Ø Посмотри кто автор произведения.
Ø Внимательно прочитай весь текст.
Ø Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
Ø Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
Ø Подумай над тем, какова основная мысль данного текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
Ø Составь план пересказа текста.
Ø Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
Ø Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
Ø Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
Ø Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей.
· Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
· Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
· Систематически читайте ребенку. Это формирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
· Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
· Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
· Если вы читайте ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
· Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
· Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
· Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
· Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
· Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
· Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями.
Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Ход собрания
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать.
II. Анализ анкет родителей.
Как же обстоят дела с чтением ребят на школьных уроках и после них?
III. Знакомство родителей класса с выставкой рекомендуемой литературы, которую необходимо иметь в детской домашней библиотеке.
IV. Вручение родителям списка обязательной и рекомендуемой литературы для чтения в начальной школе.
Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и читательских умений в семье. Работа с памятками, подготовленными классным руководителем к родительскому собранию. Их обсуждение и анализ.